Как родители могут проявлять себя в качестве наставников для своих детей? Какие условия важно соблюдать, чтобы ребенок мог для самореализоваться? Как увидеть в детях уникальный потенциал? На эти и многие другие вопросы получили ответы слушатели Университета для родителей в ГДТДиМ №1 на лекции руководителя лаборатории родительского образования Университета талантов, психолога «International School of Kazan» Елены Саляхутдиновой.
В начале диалога Елена Владимировна отметила, что Набережные Челны – лидер в родительском
образовании в Татарстане. «Когда мне рассказывали, что каждую субботу в зале, где проходят занятия в Университете для родителей, не хватает мест, я не верила. Потом увидела фотографии. А сегодня очень рада встретиться с вами!»
Давайте поговорим о том, кто это – наставник, и какими компетенциями он должен обладать? Если мы посмотрим значение слова, то наставник – это учитель, воспитатель, руководитель, а на производстве – опытный мастер, обучающий молодежь.
Будучи наставниками для своих детей, родителям в разные моменты их жизни важно стать:
модераторами – координация действий ребенка;
фасилитаторами – поддерживать внутреннюю наполняемость ребенка;
тренерами компетенций – развитие качеств (среди которых – стрессоустойчивость, готовность к изменениям, умение работать в системе полной неопределенности, ответственность и др.);
навигаторами – помогать правильно определить вектор жизненного направления;
продюсерами – выстраивание долгосрочной линии ребенку (генераторами идей ребенка, создавать условия для их реализации, и регулировать все стадии воплощения в жизнь будущего проекта).
Четыре условия самореализации ребенка:
1.Сделать так, чтобы у ребенка появились лучшие знания о жизнедеятельности в мире. Получить максимальную информацию в Интернете, найти лучшие практики, мастер-классы, курсы.
2.Сделать так, чтобы ребенок безупречно знал и понимал свои сильные и слабые стороны и свои зоны роста. Существует формула 10-20-70, где 10 – это лекции, книги, передачи; 20 – опыт родителей и других; 70 – наше личное участие.
3. Обеспечить ребенку безупречную положительную практику себя и своих знаний. Если ребенок хочет чем-то заниматься, пусть он попробует себя в этом. Отработать механизм действий в разных ситуациях, чтобы в будущем этот опыт помог не растеряться и принять верное решение. Помните, чем больше вы делаете вместе с детьми, тем больше вещей в будущем, имея опыт, дети смогут выполнить самостоятельно, тем увереннее в себе они будут в жизни.
4.Помочь ребенку выработать рефлексивную позицию по отношению к самому себе и миру. Первые полчаса, когда ребенок проснулся, и полчаса перед сном должны быть приятными, позитивными для него, это время для теплого общения с ним, обсуждения и анализа того, как прошел день. Если детей в семье несколько – найти свое время для каждого.
Чтобы всегда оставаться для ребенка другом, убирайте из обращения к нему форму повелительного наклонения: сделай, убери, сходи и т.д. Когда вы видите, что ребенок пришел расстроенный, старайтесь при общении убирать знаки вопроса, выбирайте более доверительную форму: «Я вижу, что-то случилось. Мне важно, чтобы ты поделился».