МАУ Молодежный центр «ЗАМАН»

ЛИД И ПОСЛЕ ЛИДА...

Лид – это первый абзац текста, абзац, где должно содержаться значительное количество существенной информации из всего объема сообщенной вами в одной заметке. В неновостных материалах лид становится вводкой – началом, вводящим читателям в проблему. Задача лида – привлечь внимание читателя к материалу, «пригласить» его к чтению. Из основных типов лидов чаще всего встречаются следующие:

 

Резюме, или краткое изложение события (результатов). К примеру: «Вчера муниципальный совет минимальным голосом утвердил городской бюджет в размере 100 млн долларов. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 доллара».

Здесь упомянуто несколько важнейших Ws – кто, что, когда, как (и косвенно – где). В последующих абзацах нужно подробнее раскрыть абзацы и рассказать о «почему». Большинство лидов-резюме включают 3-4 из этих основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть все шесть. Часть этой ноши могут взять на себя второй абзац.

Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект. Например, «Если вы рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 доллара».

Цитатный. «Город нуждается во многом, – сказал член муниципального совета Д. Джонс, объясняя, почему он голосовал за принятие предложенного городского бюджет. – Другого пути не было. Я должен был голосовать «за».

Описательный. «Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим».

Вопросительный. «Что произошло бы, если член совета Д. Джонс проголосовал бы против предложенного бюджета».

Аналитический. «Мэр Браун выиграл битву за бюджет, но может потерять свой высокий пост».

Существует множество других типов лидов: сюрприз, контрастный, знакомящий с грядущим событием, повествовательный, затяжной, ситуационный. Какой бы вы ни выбрали – избегайте «умничанья» и чрезмерной живописности. Отдавайте предпочтение информационным лидам, нежели сенсационным.

ПОСЛЕ ЛИДА...

С написанием лида вы справились. Как подавать материал дальше? Традиционный способ детального изложения похож на перевернутую пирамиду: самая свежая, интересная, важная информация располагается вверху, в первых абзацах, а второстепенные факты, менее значительные вещи сообщаются потом. Такая структура помогает читателю быстро понять, «схватить» идею материала. Почерпнув все необходимые ему сведения, он может прервать чтение на любом месте. Естественно, «перевернутая пирамида» хороша далеко не всегда. В сложных материалах такой метод построения может осложнить работу. Руководствуйтесь здравым смыслом при построении материала.

Внутри пирамиды поток информации может быть структурирован разным образом. Оптимальная модель такова:

• лид-резюме, основанный на самых свежих фактах;

• 2-4 абзаца, в которых они излагаются более подробно;

• дополнительная информация об этих фактах;

• дополнительная информация о предыстории и / или дальнейших перспективах развития событий.

Иные формы:

а. Хронология – факты после лида располагаются в хронологическом порядке

б. Сериал. После лида вычлените в материале несколько тем (подтем), выделите их в отдельные кусочки и работайте отдельно.

в. Затяжная форма. Вступление в форме жанровой сценки или пример из жизни даются перед изложением событий. Не стоит растягивать этот лид - можно утомить читателя.

г. Напряжение. Это «нормальная пирамида». Вы рассказываете о случившемся, но результаты придерживаете до последнего абзаца. Этот вариант используется редко, но хорош для событий, ход которых непредсказуем, комичен, расследований.

д. Очерк. Ваша задача здесь не только давать информацию, но и делиться впечатлениями. Фактор времени не так уж важен по сравнению с личностными или общечеловеческими проблемами. В очерке вы рисуете картину. Выделите центральную посылку, обозначьте ее в самом начале и разрабатывайте на протяжении всей статьи. Вокруг этой центральной посылки создайте мир из наблюдений, примеров, аналогий, образов, рассказов, описаний. Картинка должна стать цельной, трехмерной.

е. Анализ. Форма обычно такова: описание проблемы, мнения причастных к ней людей и занимаемые ими позиции, ваши соображения по поводу дальнейшего развития событий. Комментарий продвигает анализ на шаг вперед. Автор занимает определенную позицию.

ж. Обзоры. Здесь годится все – мнения, цитаты, факты, картинки, образы – главное мастерски скомпоновать и подчинить идее.

(Из брошюры Элвуда Уордлоу)
«Как эффективно писать и редактировать статьи»

 Молодежный центр "Заман"
 Совет молодежи предприятий и организаций
 Ассоциация начинающих предпринимателей

Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Sistematik.Ru
10most.Ru © 2014-2017 Все права защищены. Любое копирование с сайта только с ссылкой на источник