МАУ Молодежный центр «ЗАМАН»

РАБОТА НАД «СЛОЖНЫМ» ТЕКСТОМ

Что требуется для приобретения хорошего стиля? Краткий ответ: интеллект и умение компоновать части. Кроме того, необходимы практика и умение пользоваться некоторыми основными принципами работы, не говоря о грамотности и чувстве языка.

Процесс написания серьезного материала состоит из пяти этапов. У начинающих эти этапы должны идти последовательно, и следует отдавать себе отчет в том, на каком этапе вы застряли. С опытом вы будете молниеносно пробегать их все, не особо задумываясь над процессом создания материала. Помните, что никто – ни профессионал, ни новичок – не застрахованы от переписок, переделок и возвращений к тому или иному этапу.

 

5 этапов создания материала:

1. оформление идеи материала;
2. сбор фактов;
3. анализ фактов и составление плана материала;
4. набрасывание черновика;
5. переработка и отделка текста.

Рассмотрим на примере.

1. Вы услышали непонятное для вас слово – к примеру, «сомелье» («актуарий», «политическая воля» и пр.). Не найдя его в словаре, посовещавшись со специалистами, узнали, что это специальный человек в ресторане, отвечающий за подбор вин. Новая профессия? Надо написать, решаете вы. Идея материала найдена.

2. Дальше вы прикидываете, с кем поговорить о сомелье. Рестораторы? Профессионалы общественного питания? Люди из французского посольства? Прибегавшие к услугам сомелье? Вы отрабатываете все варианты, собираете материал. Не упускайте из виду, что материал – это подборка фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных. Но вы пока не можете знать, какие из фактов войдут в ваш текст. Как правило, если в материале использовано все, что вы собрали, вы недостаточно поработали на этом этапе.

3. Но вот у вас полный блокнот. Пора анализировать, наступает третий этап. Что будет квинтэссенцией статьи? – спрашиваете вы себя. И вообще о чем она? Чем привлечь читателя? Какой взять тон? Как построить статью – «перевернутой пирамидой»? Классически? После того, как вы задумались, поняли ответы, начните составлять план, схему статьи. Исходите из имеющейся фактуры. Продумайте логику между фактами, которые используете. Если «каркас» статьи будет слабоват, она «обвалится». Уделите внимание и лиду, и концовке. По статистике на 10 захватывающих, красивых, интересных начал статей приходится только одно соответствующее окончание. Если вы избрали очерковый вариант лида, пропишите сначала концовку текста.

4. Когда в уме созрел четкий план статьи, наступает четвертый этап. Вы садитесь и пишете черновик. Конечно, здесь вас подстерегают новые сложности. Например, боязнь чистого листа, своего рода профессиональное заболевание литераторов и журналистов. Посоветовать можно только одно. Напишите для начала хоть что-нибудь. Не обязательно лид. Если проще кажется сочинить третий или десятый абзацы – дерзайте. Понемногу из мозаики абзацев сложится черновой текст.

5. На пятом этапе важнее всего – абстрагироваться, отойти от статьи. Выпейте кофе, поговорите с коллегами, прогуляйтесь, представьте себе что-нибудь хорошее – например, вы в одном из лучших парижских ресторанов и отутюженный сомелье подносит вам бокал прекрасного бордо урожая 1901 года. Если вам удастся эмоционально отдалиться от статьи, вы сможете качественно работать над ней дальше и увидеть стилистические, речевые, логические недостатки. Кстати, ими могут оказаться те места, над которыми вы дольше всего мучались.

Если есть возможность дать статье полежать хоть час-другой, сделайте это. Потом принимайтесь за шлифовку вашего текста. Замените штампы, клише, избавьтесь от плеоназмов (сервисные услуги, громко орать, масло масленое), проверьте, понятна ли специфическая лексика (купаж, винтаж и пр.), расшифрованы ли сокращения, нет ли смысловых повторов, нестыковок, не злоупотребляете ли вы каким-либо писательским приемом?

Эти советы должны помочь вам в работе над текстом:

1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный.

2. Полагайтесь в основном на глаголы и существительные. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего помогают создать «картинку» в воображении читателя. Не «машина врезалась в дерево», а «желтый «Фольксваген» врезался в огромный дуб».

3. Избегайте модных, но непонятных словечек, штампов, любого профессионального жаргона – текст должен быть общедоступен.

4. Старайтесь делать фразы покороче, но варьируйте длину. Средняя длина предложения – 18 слов.

5. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.

6. Избегайте лишних подробностей, особенно в лиде или вводке. Их можно сдвинуть в другие абзацы.

7. Дайте предысторию происходящего. Больше «живых», оригинальных деталей – они помогут «картинке».

8. Не оставляйте вопросов без ответов и не будьте голословны.

9. Показывайте, а не рассказывайте. Не «он гневался», а «Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали».

10. Помещайте самые значительные слова в начале и конце предложения. Они будут «кирпичиками» вашей логики. На них стройте связи между абзацами и предложениями.

11. Не злоупотребляйте прямым цитированием, не забывайте указать автора цитаты.

12. Не затягивайте материал. Краткость – сестра таланта.

13. Почитайте себе вслух только что написанную статью, так легче обнаружить неуклюжие места. Побудьте недолго в «шкуре» читателя.

 Молодежный центр "Заман"
 Совет молодежи предприятий и организаций
 Ассоциация начинающих предпринимателей

Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Sistematik.Ru
10most.Ru © 2014-2017 Все права защищены. Любое копирование с сайта только с ссылкой на источник