МАУ Молодежный центр «ЗАМАН»

Основные правила написания новости

Новость: пишите коротко и сразу о главном

В заголовке и первом абзаце (лиде) необходимо сообщить читателям самое главное. В последующем тексте приводятся все второстепенные детали. На особых, индивидуальных чертах описываемого события лучше сделать особый акцент.

 

Заголовок: удар в «десяточку»
Заголовок новости – 80 знаков о самом основном. Суть новости должна быть очевидна из заголовка (хедлайна). Помните, что основную смысловую нагрузку несет глагол. Для передачи смысловых отношений используйте знаки препинания.

Сначала – пять сакраментальных вопросов
Из двух первых абзацев читатель должен получить ответы на 5 сакраментальных вопросов: кто? что? когда? где? почему? (иногда как?) В английской традиции это так называемые 5 Ws: who? what? when? where? why? (how?)

Откуда вам это известно?
Сообщение должно содержать ссылку на источник информации. Если пишущий был очевидцем, это тоже следует оговорить. Обороты «как стало известно из информированных источников», «чиновник, пожелавший остаться неизвестным», «по некоторым данным» допускаются, но только в том случае, когда источник просил не называть его имени или вы должны обезопасить его от возможных последствий «утечки информации». Следует оценить, насколько целесообразно введение в новость таких оборотов.

Трибуну разным взглядам!
Разнообразие взглядов на одно и то же событие, безусловно, украсит материал. Здесь тоже следует обращать внимание на жанр материала и не путать разнообразие мнений с отсутствием логики и непоследовательностью.

Почему это важно?
О важности сообщаемого вами для города, региона, страны лучше сказать особо, возможно, дать прогноз развития ситуации, озвученный компетентным лицом.

Читатель – не знает
Исходите из «презумпции незнания» читателя о том, что происходит и о чем вы сообщали раньше. Избегайте ссылок на «прошлые номера пресс-релизов», сообщений, которые недоступны читателю, и оборотов типа «известно, что». Вам предстоит объяснить все. И это не освобождает вас от необходимости быть уважительным по отношению к читателю.

Ясность мысли рождает ясность изложения
Следите за языком! Новостевое сообщение должно быть написано простым, понятным слогом. Предложения – короткие: никаких «толстовских конструкций» и «сложного соподчинения». Средняя длина предложения – 18-20 слов.

Язык: ничего слишком
Лексика в новостях – нейтральная, сленг – недопустим. Профессионализмов и «ярких» слов сторониться не стоит, но и перегружать ими сообщения нельзя. Старайтесь не прибегать к клише, «бюрократизмам», конструкциям из существительных (для ликвидации отставания в целях поддержания престижа в заведении и пр.). Все слова должны быть читателю (и автору!) понятны без словаря. Текст не должен быть ни чрезмерно сухим, ни чрезмерно «цветистым» – балансируйте!

Не усложняйте тему. Две новости лучше одной
Если информации у вас много, не старайтесь «втиснуть» ее в рамки одного сообщения. Оптимальный размер сообщения – 15-20 строк вместе с лидом. После 20-й строки восприятие читателя притупляется и интерес к новости пропадает. Если во время конференции вы прослушали три содержательных десятиминутных сообщения на разные темы, вероятнее всего, надо сделать три разных сообщения.

Разумное украшение текста
Любую информацию украсят цитаты, цифры, «картинки», необычные подробности. Задача – найти их и должным образом преподнести. Если вы вводите в текст образы или цифры, обращайтесь с ними осторожно. Смысл или величина (в случае с цифрами) должна быть ясна.

Точность превыше всего
Все факты в сообщении должны быть точными. Сверьте прямую речь, цифры, факты – не бойтесь лишний раз позвонить и переспросить что-либо у вашего источника, перепроверить это у другого источника или заглянуть в справочные материалы.

Новость: отрекитесь от собственного «я»
Новость – это информация, поэтому во имя объективности откажитесь при изложении материала от собственных представлений. «Уши автора» из новости выглядывать не должны. Приберегите свое мнение для других жанров или личных бесед. «Вода» и «отсебятина» – враги хорошей новости.

Ищите их!
Новости – повсюду, новости есть всегда. Учитесь распознавать (не высасывать из пальца!) и писать их. К примеру, если вам отказали в комментарии событий, это может стать новостью – не исключено, что для кого-то этот отказ говорит очень о многом. В любой «ровной, планомерной» работе всегда есть место новости.

Новость: не форма, а содержание
Новостью, как правило, является действие или результат действия. То, что проведена пресс-конференция – не новость. Новость – то, что произойдет после пресс-конференции, какие заявления сделали выступавшие, как жизнь изменится после этой пресс-конференции. Пишите о содержании, а не о «форме».

 Молодежный центр "Заман"
 Совет молодежи предприятий и организаций
 Ассоциация начинающих предпринимателей

Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Sistematik.Ru
10most.Ru © 2014-2017 Все права защищены. Любое копирование с сайта только с ссылкой на источник