МАУ Молодежный центр «ЗАМАН»

Главное - найти и полюбить свою профессию!

lvВетеран Литейного завода, плавильщик шестого разряда - Иващенко Александр Евгеньевич родом из Северного Урала, родился в городе металлургов -  Серове, в 1949 году. Александру Евгеньевичу в этом году будет 68 лет. Однако он не сидит на месте. 2012 году закончил Университет третьего возраста по компьютерной грамотности. Зимой очень любит кататься на коньках, каждый вечер ходит на каток «Медео» - посвящает катанию два часа. В 2016 году их дворовая команда заняла 1 место по комплексу (самому старшему участнику команды 78 лет). «В этом году слишком рано закрыли каток, я в шоке, обычно мы - человек пять старичков - катались до апреля месяца» - сетует Александр Иващенко.

Спортсмен, активист, семьянин

 lv7Как оказалось, мой собеседник на коньках стоит уже с 1955 года, и в своем родном городе Серове был кандидатом в мастера спорта. Еще любит лыжи, и горные лыжи тоже. Они с сыном часто ездят на горнолыжный курорт Ян, на протяжении уже шесть лет. Летом же Александр Евгеньевич любит рыбачить, кататься на роликовых коньках на Набережной, и, конечно же, проводить время на даче.  
Кстати, его жена Валентина Васильевна тоже ведет активный образ жизни. Она каждое утро ходит на фитнес. Они со своей супругой являются хранителями очага, куда с радостью собираются их дети и внуки.  У них двое детей – сын Антон и дочь Елена, а также трое внуков. Старшему 25, младшей - шесть лет.

Так зимой внуки часто остаются у дедушки с бабушкой, а летом они всей дружной семьей находятся на даче. Внуки плескаются в бассейне, дети помогают по огороду. Нам ничего делать не дают, «Взять только внука, которому 25 лет, он, как трактор, перекапывает весь огород, я уж не помню, когда последний раз копал землю» - говорит Александр Евгеньевич.  
На следующий год у дружной семьи Александра Евгеньевича и Валентины Васильевны Иващенко 27 сентября состоится юбилей – Золотая свадьба. Поженились они в 1968 году, когда ей было 18, а ему 19. 

lv2

lv3lv1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Иващенко закончил 10 классов, затем - профессионально-техническое училище по специальности -  машинист мостового крана. После ПТУ устроился на комбинат. Когда призвали в армию, служил на заставе советско-китайской границы с 1970 - 1972 годах. В армии Александр окончил сержантскую школу, после чего был назначен командиром отделения. Благодаря тому, что его профессия была дефицитной, Александр Иващенко вместо трех лет отслужил два года. После армии мой собеседник снова устроился на комбинат, но не задержался там надолго, даже года не отработал. А причиной стала новость от знакомого о работе на КАМАЗе.

«А я еду с чемоданом за туманом, за мечтами»

17 мая 1973 года впервые приехал с Урала в город Набережные Челны. По словам Александра Иващенко, узнал он о КАМАЗе случайно, от своего знакомого. «Был выходной день, и я случайно встретил своего товарища Евгения, который тоже работал на заводе в Серове, но мы давно не пересекались. Оказалось, он работает в Челнах, на КАМАЗе. Разговорились, меня заинтересовала идея поехать на стройку в Татарстан. Знакомый дал адрес, куда можно написать. Это был март 1973 года. Я написал письмо, через 1,5 месяца пришел вызов на КАМАЗ, - вспоминает мой собеседник. – Но на КАМАЗе по моей специальности работы еще не было, поэтому мне временно предложили четыре города на выбор (Волгоград, Минск, Куйбышев, Курган). Выбрал город Курган. В Набережных Челнах переночевал одну ночь и уехал. Три года отработал. Это как командировка от КАМАЗа была».

lv5lv6lv4

 

 

 

 

В январе 1976 года Александру Евгеньевичу пришел вызов в Набережные Челны, так как готовился пуск первой очереди КАМАЗа. Он устроился на Литейный завод в корпус серого ковкого чугуна (КСКЧ). «Нам дали малосемейку. В начале апреля привез жену из Кургана уже в свое жилье, здесь прожили два года. В Курган уезжали с тремя чемоданами, приехали оттуда с «тремя тоннами вещей», - смеется Александр. - Жена выучилась еще в Кургане на крановщика. На КАМАЗе устроилась оператором металловозной тележки в том же цеху КСКЧ. Наш дом еще не был сдан полностью, поэтому вокруг было грязно, ходили в сапогах, в плащах. Жена шутила: «Куда ты меня привез?»
22 апреля 1976 года приняли первую плавку серого чугуна и разлили по шлаковням. «Работа была хозяйственная, шел монтаж оборудования во всех четырех корпусах. В июне уже начали потихоньку запускать линии. В бригаде было 32-34 человека, а начиналось с 15 человек. В июле запустилось производство и в трудовых книжках пошла запись горячего стажа».
До 28 июня 1980 года работал на производстве чугунного литья по своей специальности - машинистом мостового крана. Затем - на печи подручным, после перевели плавильщиком металла и сплава, взяли по 5 разряду. Затем обучился, получил 6 разряд. Уже через месяц был старшим плавильщиком. Так до пенсии проработал, но продолжил работу и на пенсии еще в течение 10 лет. Уволился только 1 июня 2009 года. В итоге получается 40 лет «горячего стажа», а 36 лет из них на КАМАЗе. Жена ушла на пенсию в 45 лет, привезли тещу с Урала, - рассказывает о своем трудовом опыте наш герой. - В 90-е выжили за счет пенсий жены и тещи, так как не платили зарплат. Выводили нас дежурить по два человека, я тогда работал бригадиром на протяжении 12 лет. Случался один заказ в месяц, плавка, и опять работа останавливалась. Многие тогда увольнялись, потому что жить было не на что.  Дадут 300 рублей и все, живи как хочешь. Я первую «Оку» купил в счет невыплаченных камазовских зарплат.  

Впечатления от строительства Автогиганта

Когда я приехал в Набережные Челны, кругом была пылища, строился Московский проспект, КамАЗы что-то все время возили. 27 комплекс был весь в кранах. Около кинотеатра «Чулпан» в пос. ГЭС стояли вагончики, нас оформляли на работу за один день, никуда бегать не нужно было.
Настрой был очень хороший. Мне нужно было жилье, я женатый человек. До этого жили с родителями. Знал, что потом все будет хорошо. Город стал мне родным. Челны очень люблю.  Нисколько не жалею, что приехал, ни за что и никогда бы не поехал в мегаполис жить. Здесь все рядом – хочешь на природу вырваться можешь, хочешь на рыбалку. В этом городе живу уже 44 года. По своему городу только ностальгия, и могилки родителей там.
lv10Раньше рабочий КАМАЗа – это был пример для молодежи.  Все знали, что  если не будет рабочих, не будет и производства. На работу мы ходили, как на праздник. Хотя за годы работы было всякое – прогорали ковши, печи.  На моем производственном счету 40 лет ночных смен, причем еще на каток перед работой успевал сходить. А сегодня люди с неохотой идут на завод, Раньше после института с низов начинали карьерный путь. А сейчас молодежь не хочет обучаться труду. Жаль, что многие уезжают из Челнов.
- Как складывалась ваша жизнь помимо завода?
- В 1970 году было московское снабжение, поэтому ждал стиральную машину три месяца. В 1978 году купили софу, стенку через знакомого инвалида ветерана войны. Сложности с товаром были, иначе никак. А одежду покупали в Москве, когда ехали с моря с детьми.
Любили ходить на демонстрации. Было много спортивных мероприятий, мы участвовали в соревнованиях по бегу, играли в хоккей за честь своего завода. Организовали строительство своего понтона на лодочной станции, обучались на вождение маломерных судов, там много рыбаков было. Ближе к лету у многих появились свои лодки, и мы ездили отдыхать все вместе. Любили с женой ходить в кинотеатр «Батыр», всегда бежали на все фильмы. Потом кинотеатр «Россия» на наших глазах строился. Когда гуляли с сыном, по очереди ходили в кино. Один гуляет с коляской, другой идет на сеанс. Потом менялись. Помню, как пошли первые трамваи, и мы за три копеечки до завода ехали 35 минут.
- В чем особенность молодежи конца 60-х начала 70-х на ваш взгляд?
- Та молодежь была трудолюбивой, мы уважали старших, не грубили им.  Все занимались спортом, шли с радостью на субботники и на благоустройство города. Мы не боялись работы.
- Ваше напутствие нынешней молодежи?
- Я желаю каждому найти и полюбить свою профессию, быть трудолюбивыми. Уважать старших. Любить и уважать свою семью, уступать друг другу, преодолевать вместе все трудности, беречь свое здоровье и заниматься спортом.

 Лилия Хисамова

Материал подготовлен при поддержке Музея КАМАЗа.

 Молодежный центр "Заман"
 Совет молодежи предприятий и организаций
 Ассоциация начинающих предпринимателей

Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Sistematik.Ru
10most.Ru © 2014-2017 Все права защищены. Любое копирование с сайта только с ссылкой на источник